Зачем тебя лечить? Ты всё равно обречён!

Дата добавления: 17.03.2015, 13:07:00

Как лечить больного, если тяжесть имеющегося заболевания, носящего хронический и неуклонно прогрессирующий характер, не позволяет устранить саму причину, а лишь замедляет процесс развития заболевания?

Этот вопрос был разрешён Усть-Илимским городским судом Иркутской области по иску супруги одного из умерших пациентов Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Усть-Илимская городская больница» (далее - ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница») в решении от 28.08.2014 г.

Суть дела:

З.В.П. - супруг истицы находился на лечении в ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница». При выписке на фоне проведенного лечения его состояние улучшилось, даны рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению.

Однако, после выписки супруг истицы скоропостижно скончался.

З.Л.В., полагая, что причиной смерти мужа послужила не качественно оказанная медицинская услуга, обратилась в суд с требованием о компенсации морального вреда.

Дело рассмотрено под председательством судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области Высочина О.Ю.

Необходимо отметить, что доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между не качественно оказанными медицинскими услугами и наступившими последствиями в виде смерти супруга истицы, суду представлено не было.

Напротив, из заключения судебно-медицинской экспертизы явствовало, что причинно-следственная связь отсутствует. Однако, суд посчитал возможным удовлетворить требования истицы, основываясь на следующих доказательствах.

1. Карта стационарного больного.

Установлено, что З.В.П. находился на лечении в ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница», при выписке на фоне проведенного лечения его состояние улучшилось, даны рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению.

2. Постановление судьи Усть-Илимского городского суда Иркутской области о привлечении ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» к административной ответственности.

Основанием привлечения к ответственности явилось оказание медицинской услуги пациенту - З.В.П. в ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» с грубым нарушением требований специального разрешения (лицензии), с несоблюдением установленного порядка оказания медицинской помощи и порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, повлекшем смерть пациента.

3. Протокол об административном правонарушении, акт и предписание  Управления Росздравнадзора по Иркутской области.

Установлено, что при оказании медицинской помощи З.В.П. в ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» не был соблюден порядок оказания медицинской помощи, а также нарушены стандарты оказания медицинской помощи в период стационарного лечения. При выписке З.В.П. из отделения в рекомендациях отсутствуют необходимые препараты. Также были нарушены этапы оказания медицинской помощи, пациент своевременно не переведен в специализированное отделение. Не соблюден установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Из данных документов явствовало, что назначенная терапия в условиях терапевтического отделения и рекомендации по амбулаторному лечению без учета сопутствующей патологии, а так же отсутствие должного контроля качества и безопасности медицинской помощи, явились причиной развившейся сердечной декомпенсации у пациента З.В.П.; смерть можно считать условно предотвратимой.

Так же, было отмечено, что не было проведено необходимое диагностическое мероприятие, дана негативная оценка части лечебных мероприятий.

4. Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности.

За выявленные дефекты по качеству ведения медицинской документации, лечебным мероприятиям, в том числе рекомендациям, данным на амбулаторном лечении, врачу-терапевту терапевтического отделения ОГБУЗ «Усть-Илимская городская больница» объявлено замечание.

5. Акт судебно-медицинского исследования трупа.

Установлено, что обнаружены патологические изменения, что взаимно отягощая течение заболеваний, обусловили тяжелые нарушения.

6. Заключение  судебно-медицинской экспертизы.

Комиссия экспертов установила следующее:

·     причиной смерти З.В.П. явились заболевания;

·   при его поступлении в терапевтическое отделение врачом-терапевтом была недооценена тяжесть состояния больного, тяжесть имеющейся патологии;

·     выбрана неверная тактика оказания медицинской помощи;

·     нозологический диагноз был выставлен правильно, но не полно, не указаны сопутствующие патологические изменения, не в полной мере оценена тяжесть имевшихся у него осложнений и сопутствующих заболеваний;

·     при оказании медицинской помощи врачом-терапевтом были допущены недостатки оказания медицинской помощи;

·     выявленные недостатки в оказании медицинской помощи в причинно-следственной связи с наступившими последствиями не находятся;

·    наступление неблагоприятного исходя обусловлено тяжестью основного заболевания, которое носит хронический и неуклонно прогрессирующий характер;

·     даже при адекватном лечении только замедляется процесс развития заболевания, но не устраняется сама причина;

·     дефекты в оказании медицинской помощи существенного влияния на наступление летального исхода не оказали.

7. Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Установлено,  что в возбуждении уголовного дела в отношении Л.Л.А. по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 Уголовного кодекса РФ отказано, в связи с отсутствием в её действиях состава преступления.

Суд, проанализировав указанные доказательства, пришёл к выводу, что при оказании медицинской помощи З.В.П. были допущены недостатки, которые не являлись причиной его смерти, вместе с тем, качественное оказание медицинских услуг могло замедлить процесс развития заболевания и несколько отсрочить смертельный исход, медицинская помощь с допущенными дефектами фактически сократила продолжительность жизни З.В.П.

Принятое решение было основано судом на следующих нормах права.

В соответствии с п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса РФ и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.

Статьей 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исходя из п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе. Так, моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с потерей родственника.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (абз. 2 п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).

В частности, в силу п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Из перечисленных норм следует, что моральный вред, причиненный по вине медицинских работников, возмещается за счет медицинского учреждения.

Основываясь на показаниях свидетелей, суд установил, что истица тяжело пережила смерть мужа, стала замкнутой, необщительной, потеряла интерес к жизни, стала жаловаться на свое здоровье.

При таких обстоятельствах, суд посчитал, что в результате дефектов оказания медицинской помощи, повлекших ускорение смертельного исхода мужа, З.В.П. причинены нравственные страдания, которые выразились в душевных переживаниях, вызванных горем в связи со смертью родного, близкого ей человека, невосполнимостью понесенной утраты.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Также, исходя из п. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ, п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 и п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Определяя размер компенсации причиненного З.В.П. морального вреда, суд принял во внимание:

·   обстоятельства наступления смерти мужа;

·   отсутствие прямой причинной связи дефектов лечения с наступившими последствиями;

·  возраст истицы, от которого зависит степень ее нравственных страданий; неосторожную форму вины ответчика в причинении вреда;

и с учетом требований разумности, соразмерности и справедливости самостоятельно определил размер компенсации морального вреда в меньшем размере.

Комментарии:

На момент публикации настоящей статьи решение суда обжаловано в Иркутский областной суд и не вступило в законную силу.

Вместе с тем, судебный акт мне представляется справедливым. Ведь если разобраться, все возражения ответчика сводились к довольно простым пояснениям - З.В.П. был тяжело болен, его болезнь прогрессировала, и даже если бы нарушений допущено не было, то смерть в результате болезни рано или поздно всё равно наступила…

Согласитесь, аргументация бесчеловечная и она очень хорошо иллюстрирует подход отдельных медицинских работников к лечению своих пациентов!

 

Яндекс.Метрика